ТЯГОВЫЕ СИЛЫ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Аннотация
Известны конструкции маневренных транспортных средств, у которых все колеса являются поворотными и активными, что усложняет конструкцию ходовой системы. Была предложена конструкция высокоманевренного тягового средства, у которого только два диагонально расположенных активных колеса, они же являются и поворотными. Два других колеса, также расположенных диагонально являются самоустанавливающимися и активными с возможностью отключения привода. На конструкцию такого высокоманевренного транспортного средства получен патент Российской Федерации за № 2006410 одним из авторов статьи.
На основании предложенного конструктивного решения выполнена расчетная схема поворота транспортного средства и на ее основе рассмотрено действие тяговых сил самоустанавливающихся колёс. Сформулированы зависимости влияния на радиусы и углы поворота самоустанавливающихся колёс углов поворота управляемых колёс, а также длин стержней, соединяющих самоустанавливающиеся колёса с их вертикальными шарнирами. Используя полученные зависимости можно определить параметры ходовой системы и действия тяговых сил высокоманевренного транспортного средства.
Составляющие тяговых усилий самоустанавливающихся колёс, лежащих в плоскостях управляемых колёс, зависят от углов поворота управляемых колёс и длин стержней, связывающих самоустанавливающиеся колёса с соответствующими вертикальными шарнирами.
С увеличением углов поворота управляемых колёс и длин стержней, связывающих самоустанавливающиеся колёса с соответствующими вертикальными шарнирами, составляющие тяговых усилий самоустанавливающихся колёс, перпендикулярных плоскостям управляемых колёс, увеличиваются. Дальнейшее увеличение составляющих тяговых усилий на этих колесах может привести к заносу уже управляемых колес.
Результаты теоретических исследований можно использовать при расчетах геометрических параметров ходовой системы высокоманевренного транспортного средства с диагональным расположением управляемых и самоустанавливающихся колёс
Ключевые слова
Об авторах
В. Н. ХолоповРоссия
660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
В. Б. Федченко
Россия
660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
Список литературы
1. Литвинов А. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. М. : Машиностроение, 1989. 240 с.
2. Беккер И. Г. Портальные автомобили. М. : Машиностроение, 1971. 320 с.
3. Холопов В. Н. Высокоманевренное транспортное средство. Патент РФ № 2006410, МПК B62D63/02. Устройство для перевозки грузов / В. Н. Холопов; заявитель и патентообладатель Сибирский технологический университет. № 4682168/11; заявл. 25.04.89; опубл.30.01.94.
4. Тарасик В. П. Теория движения автомобиля. СПб. : БХВ-Петербург, 2006. 478 с.
Рецензия
Для цитирования:
Холопов В.Н., Федченко В.Б. ТЯГОВЫЕ СИЛЫ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. Хвойные бореальной зоны. 2022;40(1):91-93.
For citation:
Kholopov V.N., Fedchenko V.P. TRACTION FORCES HIGHLY MANEUVERABLE VEHICLE. Conifers of the boreal area. 2022;40(1):91-93. (In Russ.)