Preview

Хвойные бореальной зоны

Расширенный поиск

Обоснование параметров упругой характеристики полуоси гусеничного лесохозяйственного трактора

https://doi.org/10.53374/1993-0135-2024-5-43-48

Аннотация

В настоящее время в лесной отрасли, особое внимание уделяется тенденции создания комплексов технических систем, которые должны обеспечить полную механизацию всех технологических процессов, увеличить ресурс машин и механизмов, снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт. Совершенствование трансмиссии лесохозяйственных, транспортных, дорожно-строительных машин – важная и актуальная задача. Снижение жесткости кинематических цепей трансмиссии, в том числе увеличение упругих характеристик полуосей, объясняется необходимостью снизить интенсивность колебательных процессов и повысить динамические качества силового привода. Снижение показателей жесткости полуосей с сохранением линейности их упругой характеристики эффективно влияет на уменьшение величины амплитуд динамических колебаний при средненагруженных установившихся режимах работы, но может привести к значительным перегрузкам при неустановившихся переходных режимах. В работе предлагается один из подходов выбора оптимальной нелинейной упругой характеристики полуоси на основе статистической динамики, многокритериальной оптимизации и теории механических колебаний. Экспериментальные исследования динамической нагруженности трансмиссии показали, что из установившихся режимов работы (тяговый, бульдозирование и др.) наибольшие средние статические и динамические показатели наблюдаются при бульдозировании грунта (Мmа = 4200 Нм, бт = 600Нм). Полуось с расчетными показателями упругости снижает динамические составляющие, действующие в кинематической цепи двигатель – ходовая часть до 50% и увеличивает усталостную долговечность деталей трансмиссии от 1,5 до 7 раз. Предложенная методика может быть применена на стадии проектирования с целью снижения динамической нагруженности трансмиссии.

Об авторах

С. Н. Орловский
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

 660049, Красноярск, просп. Мира, 90 



С. Ш. Саая
Тувинский государственный университет
Россия

Республика Тыва, 667000, Кызыл, ул. Ленина, 36



С. Н. Долматов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия

660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31



Список литературы

1. Снижение динамической нагруженности трансмиссии тягово-транспортного средства за счет элемента с управляемыми упруго-диссипативными свойствами / З. А. Годжаев, В. В. Шеховцов, М. В. Ляшенко [и др.] // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2021. № 5(349). С. 157–164. DOI 10.33979/2073-7408-2021-349-5-157-164. EDN NDXXED.

2. Патент на полезную модель № 184456 U1 Российская Федерация, МПК F16D 3/50, F16D 3/56. Упругая муфта для силовой передачи тягово-транспортного средства : № 2018116724 : заявл. 04.05.2018 : опубл. 25.10.2018 / В. В. Шеховцов, А. А. Пушкарев, П. В. Потапов [и др.] ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ). EDN IUHLDZ.

3. Метод снижения динамической нагруженности силовой передачи гусеничного трактора / Н. С. СоколовДобрев, В. В. Шеховцов, М. В. Ляшенко, А. В. Калмыков // Вестник машиностроения. 2015. № 6. С. 6–10. EDN VDLIXD.

4. Использование в трансмиссии трактора реактивного звена с переменной податливостью / А. В. Калмыков, М. В. Ляшенко, Н. С. Соколов-Добрев, В. В. Шеховцов // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. 2015. Т. 12, № 6(166). С. 24–32. EDN UZBLYD.

5. Снижение динамической нагруженности трансмиссии трактора за счет ввода упругого реактивного звена / А. В. Калмыков, В. В. Шеховцов, Н. С. СоколовДобрев, М. В. Ляшенко // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. 2013. Т. 7, № 21 (124). С. 24–28. EDN RPJVTD.

6. Альгин В. Б., Павловский В. А. Динамика трансмиссии автомобиля и трактора. Мн. : Наука и техника, 1986 216 с.

7. Макаров Б. П. Нелинейные задачи статистической динамики машин и приборов. М. : Машиностроение, 1983. 264 с.

8. Режим работы дизельного двигателя и его износ / С. Н. Долматов, П. Г. Колесников, А. Г. Савельев [и др.] // Строительные и дорожные машины. 2022. № 4. С. 45–52. EDN KWXHFO.

9. Соболь И. М., Статников Р. В. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. М. : Дрофа, 2006. 175 с.

10. Орловский С. Н. Обоснование оптимальных параметров и рабочих режимов тракторных мелиоративных агрегатов // Ресурсосберегающие технологии механизации сельского хозяйства: прил. к «Вестн. КрасГАУ» : сб. научн. ст. / Краснояр. гос. аграрн. унт. Красноярск, 2003. С. 128–139.

11. Расчет динамики тракторных агрегатов (Dina 2): свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007610362 / Орловский С. Н., Комиссаров С. В. ; заявка № 2006613950; зарег. в Реестре программ 19.01.2007.

12. Свитачёв А. И., Свитачёва М. П. Изменение свойств динамической нагруженности трансмиссии трактора с учётом навесного оборудования // Лесоэксплуатация. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. СибГТУ, Красноярск, 2004. С. 237–244.

13. Свитачёв А. И. Динамика трансмиссий гусеничных тракторов с учётом навесного оборудования / А. И. Свитачёв ; ИрГУПС. Иркутск, 2005. 190 с.

14. Забавников А. А. Основы теории гусеничных транспортных машин. М. : Машиностроение, 1976. 446 с.

15. Орловский С. Н. Определение энергетических и динамических параметров тракторов, режимов резания активных рабочих органов машинно-тракторных агрегатов : монография. Красноярск : КрасГАУ, 2011. 376 с.


Рецензия

Для цитирования:


Орловский С.Н., Саая С.Ш., Долматов С.Н. Обоснование параметров упругой характеристики полуоси гусеничного лесохозяйственного трактора. Хвойные бореальной зоны. 2024;42(5):43-48. https://doi.org/10.53374/1993-0135-2024-5-43-48

For citation:


Orlovsky S.N., Saaya S.Sh., Dolmatov S.N. Justification of the elastic characteristics of the axle shafts parameters of caterpillar forestry tractor. Conifers of the boreal area. 2024;42(5):43-48. (In Russ.) https://doi.org/10.53374/1993-0135-2024-5-43-48

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0135 (Print)